Газета "Республика Башкортостан" Коневодство в зеркале ипподромаНовости

15.01.2020

Коневодство в зеркале ипподрома

Коневодство в зеркале ипподрома, изображение №1



Ни в одном из 54 сельских районов сегодня нет программы развития отрасли

С высоты птичьего полета овал ипподрома «Акбузат» напоминает зеркало. В нем, по мнению специалистов, очень точно отражается состояние дел в коневодческой отрасли. Бега и скачки — красивое зрелище. Костюмы жокеев и наездников, восторженная публика на трибунах, борьба за секунды на беговых дорожках, торговые бутики — весь этот праздник лишь венец кропотливой, каждодневной и, скажем честно, буквально грязной работы конюхов на фермах, ветеринаров и энтузиастов-лошадников по всей республике. Сюда, на ипподром, отбирают самых сильных, резвых и ухоженных рысаков и скакунов.

Но соревнования — не самоцель отрасли. Почему в магазинах, даже фирменных, и на рынках невозможно найти конину, считающуюся мясом без холестерина? Почему на всякие кызылыки неподъемная, даже для среднего кошелька, цена? Почему кумыс, эликсир здоровья, не поставляется в лечебные учреждения, отсутствует в меню прославленных башкирских санаториев?

Эти и другие вопросы журналист «РБ» задал директору Центра компетенции РБ по коневодству и конному спорту «Акбузат» Дамиру ИСЕЕВУ.

— Дамир Русланович, Центр образован недавно, в 2018-м. Удалось ли за столь короткое время разобраться в состоянии дел в отрасли, которая исторически представляется одной из доминант в облике республики?

Выявить проблемы и позитивные моменты помогла «Терра Башкирия» — конно-спортивные соревнования на любительском уровне, и только для лошадей башкирской породы. В них приняли участие все 54 сельских района. Сразу же обнаружилась нехватка кадров, особенно среди жокеев и зоотехников. Не поверили на начальном этапе в эффект от «Терры» и некоторые главы муниципалитетов, видя в ней только хлопоты. В то же время проснулся интерес к лошадям среди молодежи, пусть и не такой силы, как нам хотелось. На селе немало ребят, которые хотят посвятить себя этой профессии, но слабые стимулы тормозят их выбор. В ходе этапов «Терры» интерес глав районов стал расти. Популяризация — вот первая задача соревнований, и тут мы достигли успеха.

— Сколько лошадей насчитывается в республике?

По официальным данным, 112 тысяч: башкирской породы, спортивные, просто рабочие — учтены все. Это по бумагам. Возможно, цифра немного завышена. В последующем постараемся уточнить. Всего действуют 15 хозяйств в статусе племзаводов, которые получают субсидии, 12 из них должны заниматься разведением башкирской породы.

— Должны? Или уже занимаются?

Должны. Тут не все так гладко. Наш Центр обязан заниматься следующим: учетом племенной работы в хозяйствах, консультированием, спортивными мероприятиями, испытаниями лошадей на ипподроме, предоставлением хозяйствам безвоздмездно жеребцов-производителей. Кроме того, Центр обладает статусом племзавода. У нас около 200 голов племенных лошадей, благодаря которым проводится селекционная работа в хозяйствах, их могут приобретать фермеры для пополнения своего табуна. В минувшем году наши специалисты совершили более 50 выездов в сельские районы и выявили, что истинное положение дел не дает повода для оптимизма. Почему? Племенной учет ведется в лучшем случае в двух-трех хозяйствах: на 119-м конезаводе, по одному в Кушнаренковском и Учалинском районах. Речь идет о родословной каждой лошади и паспортизации табуна. Основная причина — нехватка кадров. Чаще всего в хозяйствах учетчик совмещает функции зоотехника и ветеринара, поэтому племработа должным образом не ведется. Хотя эти хозяйства получали и получают субсидии за племенной учет.

— Возможно, размеры субсидий маленькие, не отвечают реалиям?

Да, фермеры говорят, что это копейки. Но раз брали, надо отрабатывать. Иначе это нарушение закона.

— Может быть, как нередко у нас бывает, их сверху обязали быть племхозяйством — для положительной статистики?

Такое возможно. По нашим данным, размер субсидии чуть выше 3,5 тысячи рублей за голову племенной маточной кобылы в год. По словам конезаводчиков, такая сумма не прокрывает реальных затрат. Например, чтобы сделать иммуногенетику, на одну лошадь требуется 2,5 тысячи рублей. Если поголовье большое, набегает значительная сумма. Вопросы по размерам субсидии и льготному налогооблажению в коневодстве надо адресовать минсельхозу.

Сегодня мы занимаемся созданием во всех хозяйствах племенного ядра, чтобы выращивать чистую башкирскую породу и приумножать ее. При этом никто не запрещает коне­заводчикам скрещивать лошадей башкирской породы с тяжеловозами для получения мясных и молочных особей. Надеемся в течение четырех лет закончить учет генофонда и выпустить второй том Государственной племенной книги башкирской породы.

— А когда был издан первый том и не потерял ли он научную ценность?

Давно, 15 лет назад. В течение этого времени учет не велся. Не было особого энтузиазма, все шло самотеком. Растерялись кадры. Но родословную племенных особей можно восстановить, чем мы и занимаемся, организуя работу в хозяйствах.

— Вернемся к цифре общего поголовья. Жизнь показывает, что этого поголовья явно не хватает как сырьевой базы для развития мясоперерабатывающего направления: конины в торговой сети нет или очень мало, бывает сезонно, а продукция из нее дорогая, так как отсутствует конкуренция. В то же время специалисты утверждают, что содержание башкирской лошади очень малозатратно: она сама себя кормит круглый год, добывая корм даже под снегом. Ведь выгодно. Почему слабая база по переработке?

Вопрос, скорее всего, опять к минсельхозу. Ну давайте порассуждаем. В первую очередь надо разобраться в объективности официальных данных по поголовью. Затем, исходя из этого, разработать дорожную карту по наращиванию переработки. Ведь просто конина — еще не продукт. Добавленная стоимость получается после ее переработки. Спрос на такую продукцию есть, и большой. Тогда и появится стимул увеличивать табун. Не раскрыты возможности и молочного направления: из кобыльего молока делают не только кумыс, но и детское питание, компоненты для косметики, медицинские препараты.
В мясном направлении, по утверждению экономистов, не надо строить гигантские комбинаты, достаточно небольших предприятий в рамках фермерского хозяйства. Такие уже есть, но мало. Взять хотя бы фермера из Куюргазинского района, продукция которого хорошо расходится по республике.

— Извечный российский вопрос: что надо делать? Ведь, как признавались специалисты в ходе «Терры», ни в одном сельском муниципалитете программа по развитию коневодства не разработана.

«Терра» помогла понять, что коневодство дает возможности для появления новых фермеров, новых рабочих мест, причем без особых инвестиций. Надо только использовать природные ресурсы региона и доброжелательно подогреть интерес сельчан, пообещать им помощь. Ну а муниципалитетам не нужно ждать команды сверху, а самим разработать программы по коневодству, включая проблемы содержания племенных лошадей башкирской породы, а также разделы по спортивным и по рабочим лошадям.

— Когда стартует «Терра-2020»?

Планируем на 22 февраля. Жеребьевку провели еще в декабре. Будет и тотализатор, но в интерактивной форме, то есть ставки можно будет делать через приложение в смартфоне. Организацией этой игры займется сторонняя организации, а не ипподром.

Прямая речь

Ревнер БАЙТУЛЛИН, заместитель министра сельского хозяйства РБ:

— Так уж сложилось в стране, в том числе и в нашей республике, что наибольшей популярностью у потребителей пользуются говядина, свинина и мясо птицы. И производители продуктов питания ориентируются на это. Хотя в нашем регионе есть неплохой спрос на продукцию коневодства, который растет в последнее время. А будет спрос, начнет расти и предложение. Благо в республике есть для этого резервы. Это и хорошее поголовье лошадей, и традиции. Вместе с мерами господдержки, которые начинают действовать в регионе, это позволит обеспечить всех желающих качественной и полезной продукцией коневодства. Сегодня таким производством занимаются там, где традиционно развита отрасль коневодства: в Зауралье, Куюргазинском, Иглинском и Чишминском районах.

Поголовье лошадей во всех категориях хозяйств республики превышает 110 тысяч голов, что составляет почти десятую часть от общего их количества в стране. Надо отметить, что развитию коневодства у нас уделяется особое внимание. В 2018 году была утверждена подпрограмма «Развитие коневодства Республики Башкортостан» и создано Государственное автономное учреждение «Центр компетенции Республики Башкортостан по коневодству и конному спорту «Акбузат». Все эти меры направлены на поддержку отрасли и сохранение и улучшение генофонда пород лошадей, разводимых в республике, в особенности башкирской породы. Например, в республике субсидируется производство и реализация кумыса из расчета 6,65 рубля за литр. Возмещается часть затрат на приобретение племенного молодняка лошадей по ставке 20 тыс. рублей за голову. Предусмотрены субсидии и на ипподромные испытания племенных лошадей.

Продолжение темы в ближайших номерах газеты.

Автор: Ринат Файзрахманов https://resbash.ru/articles/ekonomika/Konevodstvo-v-zerkale-ippodroma-73042/


Возврат к списку